Воля – самый расхватанный термин, описывающий личность человека. Термином «воля» вовсю пользуются психологи и философы. Волить, воление, волюнтаризм, волевой, произвольный (т. е. сделанный с волевым усилием)…
И если у других свойств личности – памяти и внимания, например, есть – и объём и прочие исчисляемые характеристики – которые можно при надобности измерить, то у воли есть только красноречивые её восхвалители и ореол чего-то привлекательного, нужного для жизни, похвального…
Зачем нужна человеку воля? Изучая экспериментальную психологию, я пришла к выводу, что только для одной цели – заставить себя делать то, что никак не делается, хоть как ты его не делай…
Умный человек сразу же задаст себе вопрос: «А почему оно не делается? А может и не надо его делать?» Глупый человек будет продолжать делать – волевыми усилиями.
На языке поговорок этот случай называется: «Биться головой в закрытую дверь». Или пытаться разрушить кирпичную стену прямо там, где стоишь, хотя открытая калитка – на два метра дальше.
Точные эксперименты психологов давно уже доказали: произвольные усилия даются организму дорого, приводят к быстрому истощению ресурсов психики и тела.
Самая ценная деятельность – это деятельность послепроизвольная, замешанная на яркой мотивации делающего дело. Но, как ни обманывают начальники народ, а привить им наспех состряпанную «мотивацию» не получается. Мотивация она как любовь. Рождается из недр самой души. Насильно мил не будешь…
Вавилонское столпотворение
Сомнительность человеческой «воли как ценности» мы усматриваем ещё в библейском мифе о вавилонском столпотворении.
Волевым актом человек решил построить вавилонскую башню ростом в само небо. Все знают, чем это закончилось.
В основе волевого акта лежат всегда какие-то не очень красивые, довольно грязные мотивы – кому-то чего-то доказать, кому-то утереть нос, или же – наказать самого себя – каторжной работой, может быть и за вполне вымышленные «грехи»…
Даже психологи (в основном, по заказу, конечно, работодателей, восхваляющие волю) говорят иногда: кроме воли есть ещё и упрямство. И упрямство – это дефект воли. Честно говоря, разницы я особой не вижу. Это как разница между словами «разведчик» и «шпион». Если «наш», то конечно – разведчик. Если «ихний», то – мерзкий шпион.
Если я одобряю твою трудную деятельность, я говорю: «О, волевой человек, равняйтесь на него все». Если же я не одобряю твоих дел, то говорю: «Упрямство и более ничего!». Не дай Бог при этом я ещё и психолог при исполнении служебных обязанностей, как часто оно и бывает…
«Личностная воля»… «Воля индивида». Такими вот терминами обычно оперируют в психологии, когда хотят «похвалить волю» и тех, кто всё совершает на волевом усилии – привычка такая, с детства. Даже жену целует по утрам – уж это-то особенно, да…
Но есть и воля Божья. Никто, кроме Юнга, из психологов, скорее всего, и ухом не пошевелит – услышав термин не из своей епархии. Какая там ещё «Божья воля»? Коллеги?..
Да, собственно – какая «Божья воля»? Та, отдавшись которой, (а предварительно отказавшись, конечно, от своей), человек может свернуть – и сворачивает горы. И при этом делает действительно доброе дело, а не какую-то адскую ерунду.