Есть три распространенных способа общения:
Возвысить себя,
Я-высказывания,
Напустить туман.
Первый способ вызывает у собеседника обиду, раздражение и острое желание ответить в духе «сам дурак». Этот способ самый простой и естественный. Им пользуются многие люди. Это способ — эго в общении. С точки зрения эго любой разговор – это повод возвысить себя путём унижения собеседника.
Как же определить, что у собеседника взыграло эго? На это указывают специальные слова-маркеры: «Всегда, никогда, все, никто» и другие обобщающие слова. Например:
«Ты никогда меня не слушаешь!»
«Ты ничего не понимаешь!»
«Ты всегда несёшь полную чушь!»
Далее человек с эго начинает занимать позицию сверху и поучать вас:
«Тебе следует…»
«Научись себя вести…»
«Думай, что говоришь!»
Иногда это выглядит более вежливо:
«Но вы же умный человек…»
«Что же вы не понимаете простых вещей…»
«Могли бы сами догадаться…»
Но во всех этих случаях ваш собеседник упорно карабкается на горку своего эго, чтобы оттуда плевать на вас. Понимать он вас и не собирается. Зачем величайшему из великих понимать какого-то лузера?
Второй способ сложнее. Нужно подумать, как лучше построить фразу, используя «Я-высказывания». Покрутить её в голове и так и этак. Зато такая фраза точно не вызовет агрессию в ваш адрес. Лишняя секунда раздумий сэкономит тысячи нервных клеток и сохранит хорошее настроение. Как применять «Я-высказывания» я рассказывала в своей публикации «Как говорить, никого не обижая?»
Бывает и ещё одна причина, когда договориться не удается. Это когда вас пытаются обмануть.
Если собеседник ясно говорит вам, что он от вас хочет – это сильно экономит время. Вы можете принять предложение или отказаться, но в любом случае здесь всё честно.
Если вас пытаются обмануть, то самая распространённая тактика – это напустить туману. Собеседник начинает говорить загадочными фразами, намёками, уходить от прямого ответа. Обычно обманщики используют фразы:
«Всё не так просто…»
«Подробности можем обсудить позже…»
«Я сейчас не готов это обсуждать…»
Но при этом они настаивают на каких-то действиях с вашей стороны:
«Решайте быстрее, а то всё закончится!»
«Давайте сейчас подпишем, а детали потом обсудим».
«Солнце уже садится, надо всё решить до захода солнца».
Вот это сочетание тумана и спешки указывает, что здесь что-то нечисто. Лучшая тактика в таких случаях – это замедлиться и всё выяснить. Чем быстрее от вас требуют ответа, тем спокойнее вы говорите, что вам надо разобраться.
Есть ещё дополнительный признак обманщика. Когда собеседник начинает говорить подобные фразы:
«Мы действуем в ваших интересах!»
«Мы думаем только о вас!»
«Мы заботимся о вашем комфорте!»
Это вообще странно. С чего вдруг незнакомому человеку думать о ваших интересах? Обычно каждый человек думает о своих интересах. Это нормально. Именно в этом суть взаимовыгодного сотрудничества. Каждый извлекает пользу. А вот заявления о том, что собеседник думает только о вас, – подозрительны. В этом случае рекомендуется сразу спросить: «А в чём ваша выгода?» Если собеседник не сможет внятно ответить на этот вопрос, то вероятность, что вас обманут, повышается.
Поэтому, как только вы чувствуете, что вы не очень понимаете, что от вас хотят, а на вас наседают и объясняют это заботой о вас, то лучше вообще прекратить общение. Непонимание – это сигнал, что в общении есть проблемы. Пытаться общаться дальше – бессмысленно. Сначала надо выяснить источник проблем.
Будьте внимательны к тому, что говорит собеседник. А ещё более внимательны к тому, почему он это говорит.