Любой человек – взрослый или ребенок – принимает во сне определенные позы, которые могут немало поведать о темпераменте и характере спящего. То положение, к которому наиболее часто стремиться тело во время ночного отдыха, зачастую напрямую зависит от проблем и ситуаций, с которыми ребенок сталкивается в течение дня.
Психологи, изучающие взаимосвязь душевного состояния маленького человека и его излюбленных ночных поз, выделяют позу «альфа» — так называют положение тела, в котором ребенок только начинает засыпать, погружаясь в мир грез, и соответствующую фазе наиболее глубокого сна — позу «омега».
Именно в базовой «омега»-позе спящий малыш бессознательно проводит основную часть ночи, поэтому она считается наиболее значимой для определения его типа характера, тогда как кратковременная «альфа»-поза является стандартным защитным положением тела, позволяющим достичь максимально быстрого расслабления.
Систематически обращая внимание на то, как чаще всего спит ребенок, можно составить довольно точное представление о его отношении к себе и окружающему миру. В этом нет ничего удивительного, ведь погруженное в крепкий сон тело продолжает следовать бессознательным командам психики, и, как следствие, принимать наиболее комфортную на данный момент позу. Эти «послания» могут существенно меняться с возрастом растущего малыша или вследствие каких-то серьезных изменений, затрагивающих личность ребенка и его душевное состояние.
Попробуйте, пройдя несложный тест «Характер ребенка и его поза во время сна», определить – каков характер вашего ребенка и как он воспринимает мир вокруг себя. Итак, ваш малыш крепко заснул…
- Ребенок чаще всего спит…
а) на спине, в позе «морской звезды»;
б) на правом или левом боку, ручки сложены под щекой;
в) лежа на животе;
г) в позе «эмбриона», колени почти касаются подбородка. - Голова расположена…
а) по центру подушки;
б) личико зарылось в подушку;
в) подушка отброшена в сторону, голова покоится на простыне;
г) малыш спит, завернувшись в одеяло с головой. - Положение рук
а) ручки симметрично раскинуты или без напряжения согнуты в локтях;
б) одна рука расслаблена, тогда как другая крепко сжата в кулачок;
в) крепко сжимают простыню, край одеяла или игрушку;
г) ребенок обхватил свое тело руками. - Ладони ребенка…
а) расслаблены, пальцы слегка согнуты;
б) одна ладошка сжата, вторая раскрыта;
в) ручки крепко сжаты в кулачки;
г) малыш закрывает ладонями лицо. - Ноги спящего малыша…
а) расслаблены, широко раскинуты;
б) одна поджата к животу, вторая вытянута;
в) свисают с края кровати;
г) скрещены или согнуты в коленях и прижаты к животу. - Положение ребенка на кровати
а) посредине постели, в центре;
б) ребенок спит, расположившись по диагонали кровати;
в) прижимаясь к стенке или бортику;
г) съежившись в уголке. - Где находится одеяло?
а) ребенок аккуратно им укрыт;
б) сброшено в сторону;
в) одеяло съехало на голову, а ноги раскрылись;
г) малыш полностью завернулся в одеяло и напоминает кокон. - Чаще всего в детской комнате вашего чада…
а) относительный порядок – так, как его понимает сам ребенок, все вещи находятся на удобных для него местах;
б) беспорядок периодически сменяется безупречной чистой, и наоборот;
в) царит ужасающий хаос, но малыш в нем, кажется, неплохо ориентируется;
г) бессистемная свалка, в которой ребенок сам ничего не может найти. - Вы можете с уверенностью сказать, что ваш ребенок никогда не спит в позе…
а) свернувшись плотным калачиком;
б) вытянувшись на животе;
в) лежа на боку и сложив ручки «бутербродиком»;
г) свободно на спине. - Рано утром малыш…
а) безмятежно спит, разметавшись на постели;
б) беспокойно ворочается, путаясь в одеяле и простыне;
в) устраивает всеобщий подъем;
г) забирается в мамину кровать.
А теперь проанализируйте свои ответы:
Наиболее частыми являются ответы под буквой «А»
Ваш ребенок просто излучает душевное благополучие и спокойствие. Его жизнь наполнена чувством полного психологического комфорта и гармонии. Он полностью уверен в окружающем его мире и принимает его с доверием и открытостью, зная, что всегда найдет любовь и поддержку у своих близких. Малыш свободен от гнетущих комплексов, ему незнакомо чувство гложущего сомнения и страха. Ребенок открыт для восприятия новой информации, готов к потоку впечатлений и знакомств, он коммуникабелен и оптимистичен. Иногда такие дети бывают чересчур самоуверенными и беспечными, при этом они обладают всеми задатками лидера.
Большинство ответов с буквой «Б»
В основном течение жизни и эмоций маленького человека протекают в благожелательном русле уверенности и спокойствия, но случаются и периоды неожиданных трудностей. Возможно, малыш не был морально готов каким-то событиям – например, его тревожат отношения в детском садике или чем-то расстроила учительница. При этом ребенок достаточно болезненно переживает неприятные для него моменты и не может попросту отмахнуться от проблем, а своих сил и умений и сил для поиска оптимального решения ему пока не хватает. Малыш подсознательно защищается от трудностей и находится во власти противоречий, ему необходима поддержка взрослых, которые смогли бы помочь в преодолении неприятностей.
Вы выбрали ответы, обозначенные буквой «В»
Постоянная неуверенность – так можно охарактеризовать душевное состояние вашего ребенка. Неуверенность в себе, своих силах и умениях, сомнения в безопасности окружающего мира, тревожность в отношениях со сверстниками и взрослыми. Малыш постоянно испытывает внутреннее напряжение, стараясь контролировать свое поведение и реакцию старших, нуждается в постоянной поддержке и опеке со стороны родителей. Взрослым необходимо вникнуть в психологические проблемы своего ребенка, обеспечить стабильность в отношениях, дать почувствовать малышу свою значимость, ощутить свои силы и научить его правильному уверенному поведению в различных жизненных ситуациях.
Если ваш выбор – ответы под буквой «Г»
Внутренний конфликт и повышенная тревожность. В жизни малыша происходят какие-то неприятные события, с которыми он вынужден постоянно смиряться, подавляя собственное «Я». Ребенок боится или не умеет выразить собственный протест, он безуспешно пытается подавить и преодолеть свои страхи и переживания, при этом, даже не надеясь на помощь и поддержку со стороны взрослых. Мир, окружающий малыша, предстает перед ним враждебным и пугающим. В подобной ситуации родители должны немедленно разобраться: устраним ли внешний источник детской тревоги, необходимо ли их срочное вмешательство (например, в отношения ребенка с агрессивными сверстниками или неадекватными взрослыми). А, затем приступить к совместному созиданию комфортного и надежного мира, в котором бы ребенок простился со страхами и поверил в свои силы.