Часто можно услышать совет, что даже не искренняя улыбка полезна, потому что она способна уменьшить стресс и улучшить ваше настроение. Хотя в некоторой степени это действительно правда, исследователи из Пенсильванского государственного университета обнаружили еще одну интересную связь, на этот раз между вынужденными улыбками на работе и злоупотреблением спиртными напитками.
Согласно исследованию, работники, которым приходится постоянно коммуницировать с людьми (такие как медперсонал, продавцы, официанты, сотрудники почтовых отделений и другие), имеют гораздо более высокие шансы начать злоупотреблять алкоголем. Причина, по-видимому, в том, что им постоянно приходится улыбаться, а подавление негативных эмоций в течение долгих часов ежедневно слишком утомительно для психики людей, и выпивка в нерабочее время — один из самых быстрых и простых способов справиться с этим.
Алисия Гранди, профессор психологии в Пенсильванском университете, считает, что самый простой способ решить эту проблему — не заставлять сотрудников постоянно улыбаться своим клиентам. Хотя было показано, что улыбка является отличным маркетинговым инструментом, психологи считают, что несколько дополнительных продаж не стоят человеческих мучений.
«Имитация и подавление эмоций в отношении клиентов приводят к зависимости от выпивки (прибавьте к этому неизбежный стресс на работе). Чем больше людям приходится скрывать негативные эмоции на работе, тем меньше они могут контролировать потребление алкоголя после работы».
Но исследователи заметили, что риск пьянства сильно снижается, если работник получает поощрение за свою улыбчивость и контроль над негативными эмоциями в виде построения хороших приятельских отношений с клиентами. Если же за день человек обслуживает слишком много людей, с которыми он потом практически не сталкивается, не знакомится и не общается, это становится для него слишком утомительным. Кроме того, существенно сгладить последствия принудительных улыбок может хорошее финансовое вознаграждение.
Будем надеяться, что это и другие подобные исследования заставят работодателей пересмотреть политику своих компаний в отношении сотрудников.
А мы, с позиции клиентов, давайте начнем сильнее ценить труд тех, кто работает в сфере обслуживания, и проявлять к сотрудникам больше понимания и человечности.