В психотерапии стыда, да и не только стыда, следует помнить об индивидуальности, ведь не существует единственно верного подхода в терапии стыда.
В этой статье я постараюсь описать последовательность психотерапевтической работы со стыдом:
1) Создание безопасной обстановки
Для того, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности в работе с терапевтом. Это условие необходимо, ведь иначе, клиент не рискнет открыться перед терапевтом и показать неприемлемую или дефектную, с его точки зрения, часть себя. До создания безопасной обстановки клиент, как правило, затрагивает другие темы, которые в меньшей степени пугают его.
Стыдящийся клиент приходит к психотерапевту с множеством чувств и страхом, при этом он испытывает страх отвержения перед своим терапевтом (боится, что терапевт покинет его, если он покажет свою скрытую часть). Следует помнить, что многие клиенты выросли в стыдящихся семьях и продолжают сталкиваться в жизни с стыдящимися атаками других людей.
Для раскрытия клиентом своего стыда необходимо первое очередь убедить клиента в том, что он не будет атакован и пристыжен, когда раскроет чувственный материал. Это убеждение может быть вербальным и невербальным.
Первое, что необходимо сделать в данном направлении – это напомнить клиенту о конфиденциальности.
Второе, напомнить, что психотерапия – это то место, где можно пойти на «безопасный риск» и клиент может здесь позволить себе попробовать вещи, которые не может сейчас делать в жизни. А психотерапевт при этом не осудит его (что подтверждается в ходе терапии).
Третье, поведение терапевта: вероятность того, что клиент поделится своим стыдом увеличивается, если терапевт внимательно слушает и при этом не обесценивает слова клиента, не читает лекции и не дает советы в ответ на раскрытие клиента.
Безопасная атмосфера создает условие для развития между психотерапевтом и клиентом отношения с взаимоуважением и пониманием. Если клиент рискует стать более видимым, то ощущает облегчение, когда его раскрытие встречает уважение. Тогда он задумывается о своей ценности, осознавая, что он более ценен, чем ранее себе представлял, ведь кто-то (психотерапевт) смог принять самое плохое в нем.
2) Признание клиента с его стыдом
Здесь важно отметить, что когда клиент начинает открывать терапевту постыдную информацию, психотерапевту стоит отказаться от немедленных попыток отговорить стыдиться клиента. Вместо этого необходимо принять клиента с его стыдом.
Терапевт может сообщить клиенту о том, что он принимает его именно таким, каким клиент видит себя: дефективным и полным стыда. И при этом остается с ним, а не атакует.
Не стыдите человека, испытывающего стыд.
Именно в момент раскрытия стыдящего клиента этот пункт особенно важен, ведь клиент крайне уязвим в этот момент для отвержения. Во власти терапевта в этот период, как уменьшить стыд (поддерживая клиента), так и увеличить его (нападая на клиента).
Стоит отметить, что сообщения терапевта о том, что клиент не хорош, увеличит его стыд. Также его могут увеличить слова, которые клиент слышал в детстве (например: Ты меня разочаровываешь). Здесь важна наблюдательность терапевта за клиентом, чтобы вовремя заметить, какие слова или действия привели к обострению стыда.
Увеличит стыд реакция терапевта в виде шока: «Я никогда не слышал ничего подобного», в виде негодования: «Простите, но такого поведения я не могу потерпеть». Эти реакции лишь докажут клиенту, что он дефектен до такой степени, что даже психотерапевт не может иметь с ним дело.
Подобного рода реакциями могут быть невербальные: взгляд в сторону, покраснение, поднятие бровей, смех. В таком случае клиент может решить, что терапевт стыдиться и информацию лучше утаить до лучших времен.
Терапевту важно помнить и иметь ввиду, что даже малейшие реакции могут вызвать волну стыда. При этом терапевт не может нести ответственность за то, как клиент проинтерпретирует его взгляд и движение. Но такого типа реакции могут быть отличной возможности для изучения клиентом в процессе психотерапии, как именно клиент начинает стыдиться.
3) Исследование источников стыда
Исследование источников стыда в родительской семье и других межличностных отношениях. Нередко, клиент может воспроизвести стыдящие послания и рассказать о поведении своих родителей, братьев и сестер, других членов родительской или нынешней семьи приводящее к стыду.
Иногда стыдящие послания бывают частично или полностью вытеснены. Тогда терапевту необходимо помочь клиенту понять, что чувство глубокого стыда возникло в результате слов и действий других людей, а не объективной реальностью.
Чаще клиент чувствует стыд, корни которого можно отыскать в унизительных посланиях, полученных в детском возрасте. Терапевту нужно исследовать эти послания. Помочь освободиться от ощущения дефективности можно, связав стыд со старыми, уже просроченными посланиями (сейчас перед терапевтом взрослый клиент).
Полезным может быть напоминание клиенту о том, что в его голове образы родителей, которые пора пересмотреть.
При этом терапевту не следует атаковать родителя, а стоит оставаться относительно нейтральным. Попытки нападений терапевтом на родителя могут побудить клиента защитить их и подтвердить свой стыд.
4) Поощрение клиента в сомнениях его представления о себе с проверкой достоверности стыдящих посланий
Первый, второй и третий шаг подготавливают почву для обращения клиента к понятию о себе. Консультанту необходимо поощрять этот процесс и подвергать сомнению стыдящие послания, выявленные в предыдущих шагах. Терапевтом могут задаваться вопросы, например: «Как Ваша мать узнала, что Вы так ужасны?», «Я не вижу в Вас ничего ужасного и порочного. А Вы?». Это помогает понять несправедливость и несоответствие стыдящих посланий. А в дальнейшем не принимать себя, как непоправимо дефектную личность.
5) Поддержание изменений в представлении о себе, отражающих реалистическую гордость собой
Терапевту стоит поддержать принятие клиента себя как «достаточно хорошего» и в дальнейшем поощрять принятие реалистической гордости собой. Клиент не всегда способен навсегда восстановить позитивное отношение к себе. Иногда это происходит лишь на время и периодически возникает регресс и возвращение к стыду. Необходимо терпение. Терапевту важно в это время присоединиться и усилить часть клиента, которая движется к здоровью.