«Шведский стол» — эти слова означают, что съесть за ужином в гостинице можно столько, сколько захочешь — накладывай полную тарелку, а потом подходи за добавкой ещё и ещё. А уж если отель работает по системе «всё включено», тогда объедаться можно целый день. Российским туристам это нравится.
Отходы — в пюре
«Отель со шведским столом, где вся еда включена в стоимость, не выберу никогда, — рассказывает Геннадий СТОЯНОВ, повар, много лет проработавший в системе бюджетного питания в России и за рубежом. — Я знаю, как эта еда готовится. Во-первых, зачастую закупаются самые дешёвые продукты. Не брезгуют ничем: ни ГМО, ни «кормовыми» сортами овощей, ни незрелыми фруктами. Часто на кухни приходят списанные с оптовых складов и магазинов продукты».
В начале турсезона Национальное агентство по безопасности продуктов питания Болгарии провело проверку пищи в таких отелях. Оказалось, что более трети всех подобных гостиниц для приготовления еды «закупали» исключительно продукты с истекшим сроком годности! Их «списывали» как испорченные, а они чудесным образом попадали на кухни.
Кухня системы «всё включено» имеет свои секреты. Главный из них — питание здесь фактически безотходно. «То, что не доели сегодня, пойдёт в дело завтра, — рассказывает Зульфия НЕМОВА, неоднократно работавшая аниматором в турецких отелях. — Со вчерашнего мяса могут смыть подливку и обжарить заново. Овощи из салатов часто идут в суп.
В некоторых отелях я сталкивалась с тем, что в ход шли не только невостребованные блюда со шведского стола, но и объедки, собранные с тарелок туристов: официантки привозили тарелки в подсобку, где обслуга сортировала содержимое: сложенное на тарелку, но нетронутое — в один бак, завтра его подадут точно так же; надкусанное — в другой, из него сделают суп, пиццу, рагу». Не нужно быть доктором, чтобы понять — при такой «кухне» передача заболеваний от одних гостей к другим обеспечена!
«Замаскировать низкое качество продукта или его повторную обработку очень просто, — уверяет Г. Стоянов. — Есть универсальные приёмы: во-первых, готовить под соусами или с большим количеством приправ, во-вторых, делать блюдо во фритюре; в-третьих, сооружать из «неликвида» супы-пюре — в таком виде туристам можно скормить даже тухлый картофель или перемороженную цветную капусту пятилетней давности».
Не только алкоголь
Ещё хуже, чем с едой, дело обстоит с напитками. Как известно, в систему «всё включено» чаще всего входят напитки местного производства, а импортный алкоголь наливают за отдельную плату. «На практике, даже если турист платит, импортными оказываются первые 1-2 стакана, — уверена З. Немова. — Потом человек теряет бдительность, и ему доливают низкокачественный местный алкоголь».
При оплате системы «ультра всё включено» предполагается, что турист получает доступ к любому алкоголю бесплатно. Но и тут чаще всего в «дорогих» бутылках оказывается… местный аналог. «Лично видела, как перед началом новой смены, в 5-6 утра, бармены разливают сомнительные жидкости из огромных канистр в бутылки с европейскими этикетками», — вспоминает Зульфия.
Неизвестно также, какой водой разбавляют соки для завтрака, как часто моют баки, в которых напитки выставляют на шведский стол. И наконец, из какой воды замораживают лёд.
Вероятность того, что нечто подобное произойдёт в отеле, не работающем по системе «всё включено», на порядок меньше. «Если вы делаете заказ по меню, предполагается, что блюдо готовят именно для вас. Хотите проверить? Попросите изменить что-то в рецептуре: скажем, не добавлять какой-то ингредиент. Это гарантия того, что порция будет сделана только что», — советует Г. Стоянов.
«Если вы выбираете трёхзвёздочный отель, то не советую те, где «всё включено», — предостерегает Майя ЛОМИДЗЕ, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. — И не важно, о какой стране идёт речь. По такой системе берите только 4-5 звёзд».
Кстати, при заключении договора вас должны проинформировать, какие именно продукты будут использоваться для приготовления блюд шведского стола — только местные или импортные. «Зачастую такая информация отсутствует, — говорит Виктор ПЕТРОВ, юрист. — Это расценивается как предоставление недостоверной информации, и турист вправе рассчитывать на снижение стоимости путёвки»