Мы все любим подводить итоги года. И в кинематографе в том числе. Можно оценивать кассовые сборы, смотреть на итоги премий и кинофестивалей, читать мнения критиков и отзывы. А можно по крупицам выбирать то лучшее, что трогает именно вас.
Мы делимся тем, что впечатлило нас в этом году. Что-то из кинофестивального, что-то из массового, а что-то из того, о чем многие и не слышали.
Стеклянный замок/The Glass Castle, США
«Стеклянный замок» знакомит зрителя с молодой и амбициозной девушкой Джанет, которая строит карьеру в Нью-Йорке и готовится к свадьбе.
Параллельно с настоящими событиями в фильме показаны воспоминания из детства и юности Джанет, которые оказываются не такими и радужными. Она росла с двумя сестрами и братом в семье, где родителей, мягко говоря, можно было назвать «вольными художниками».
Переезжая с места на место, дети не теряли надежды, что наконец-то их отец-инженер сможет воплотить свои чертежи в реальность и построит для семьи стеклянный замок. Но как стеклянный замок, детские души ранимы, и травмы, пережитые в юном возрасте, откладывают отпечаток на дальнейшую жизнь.
Фильм интересен еще и тем, что основан на реальных событиях по мемуарам Джанет Уоллс, а в актерском составе такие звезды, как Наоми Уоттс, Вуди Харрельсон и Бри Ларсон.
О теле и душе/A Teströl és Lélekröl
Венгрия
«О теле и душе» — это сюрреалистическая сказка с особенной эстетикой от венгерки Ильдико Эньеди о любви в современном мире, возникшей благодаря пересечению реальности и сновидений.
Главные герои Эндре и Мария – двое замкнутых людей, работающие на скотобойне и сторонящиеся общения с другими. Неожиданно они узнают, что каждую ночь они видят одинаковые сны. Поначалу это настораживает и немного пугает их, но постепенно они принимают это странное совпадение и пробуют воспроизвести сюжет своих снов наяву.
Премьера фильма состоялась в этому году на Берлинском кинофестивале, где картина одержала победу в основной конкурсной программе, а также получила награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри.
По ту сторону надежды/Toivon tuolla puolen
Финляндия
В комедийной драме финского режиссера Аки Каурисмяки переплетаются две сюжетные линии. Первая рассказывает историю Викстрема, продавца рубашек, который уходит от жены, выигрывает в покер приличную сумму денег и, решив кардинально изменить жизнь, покупает ресторан.
Вторая история разворачивается вокруг Халеда, беженца из Сирии, который приезжает в Хельсинки в поисках убежища. Его семья убита, дом разрушен, в центре временного проживания беженцев царит бюрократия, вот и бежит Халед на улицы, где и встречает Викстрема, который вместе со своими сотрудниками бросится в борьбу по спасению человека, бегущего от войны.
В этому году «По ту сторону надежды» был удостоен премии «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинале, когда же Каурисмяки спросили, как решать вопрос с эмигрантами и почему он обращается к этой теме, он напомнил: «Мы все люди, сегодня одни вынуждены бежать, завтра — мы можем стать беженцами».
Квадрат/The Square
Швеция, Германия, Франция, Дания
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» фильм «Квадрат», которую критики прозвали социальной сатирой, после премьеры в Каннах снискал немало позитивных откликов, правда, мало кто ожидал, что ему присудят главную награду фестиваля.
Итак, главный герой Кристиан, куратор музея современного искусства в Стокгольме, обеспокоен сразу несколькими проблемами. Во-первых, деньгами, которые нужны музею для существования. Во-вторых, промо новой инсталляции «Квадрат», посвященной кризису доверия в современном мире. И, в-третьих, — кражей телефона и бумажника, совершенной злоумышленниками.
Интересно, что идея фильма появилась у режиссера Рубена Эстлунда после работы над одноименной инсталляцией, которую тот создал, дабы напомнить людям о нашей роли как живых существ, а также о том, что мы можем брать на себя ответственность и доверять друг другу.
Инсталляция наделала много шума в Швеции, но сам «Квадрат», установленный на центральной площади города Вернаму, стал использоваться не по назначению — вместо пространства доверия и взаимопомощи незнакомых друг другу людей здесь стали назначать встречи влюбленные, а также проходить акции.
Возможно, поэтому и в фильме «Квадрат», выпущенном спустя три года, сквозит определенное разочарование Эстлунда в мире современного искусства.
Чудо/Wonder
США
Уже только трейлер к этому фильму вызывает массу трепетных чувств, но, к сожалению, в кинотеатрах таких фильмов единицы, особенно, если сравнить с количеством блокбастеров и историй супергеров.
А ведь главный герой «Чуда» — тоже герой! У Огги (сокращенное от Август) синдром Тричера Коллинза, из-за которого у него лицо не такое, как у всех, и из-за которого ему пришлось перенести более 20 операций. Чтобы уберечь ребенка от жестокости толпы, родители решили обучать его дома и растить в кругу близких и адекватных друзей.
Но когда приходит пора мальчику идти в школу, его мама решает отправить ребенка в большое плаванье под названием «жизнь».
Замечательный, добрый семейный фильм с напоминанием о том, что же такое толерантность и эмпатия.
Дюнкерк/Dunkirk
Великобритания, США, Франция, Нидерланды
Вряд ли кто-то будет отрицать, что не ждал новой работы Кристофера Нолана со времен «Начала» и «Интерстеллара». В картине «Дюнкерк» он вновь выступает в роли режиссера, спустя три года после своего предыдущего фильма, — и весьма успешно.
Драму о событиях Дюнкеркской операции — эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками в 1940 году, — называют лучшей работой в карьере Нолана, а также одним из лучших фильмов о войне.
Cнято масштабно, сыграно добротно, музыку писал один из лучших композиторов современности Ханс Циммер — все сошлось, чтобы «Дюнкерк» номинировали на «Золотой глобус». Возможно, чуть не хватило предысторий к линиям основных персонажей, но, с другой стороны, фильм-то о спасении 300 тысяч солдат, а не об одном герое.
Окча/Okja
Южная Корея, США
Сатирическая научно-фантастическая картина «Окча» заставляет зрителя задуматься: а что мы едим? А кого? Откуда берется наша пища? К чему может привести бездумное потребительство?
Главная героиня этого фильма, маленькая Миджа, жила на ферме в горах Южной Кореи вместе со своим другом — большим и немного застенчивым животным по имени Окча. На самом деле, Окча — это не обычное животное, а специально выведенная «суперпорода» одной могущественной корпорацией для решения глобальной проблемы с голодом. Но когда компания решает забрать свою собственность обратно и перевезти животное в Нью-Йорк, девочка не готова так просто сдаться и бросить своего друга в беде.
В фильме все на своем месте: и Тильда Суинтон, играющая помешанную на пиаре главу компании, и телеведущий-зоолог Джейк Джилленхол, и чудесная Ан Се Хен, собственно, — сама Миджа. Но, конечно, внимание зрителя будет приковано к этому милому, созданному с помощью технологий и таланта и воображения художников, животному, которое будет настаивать, — у него есть душа.
Ван Гог. С любовью, Винсент/Loving Vincent
Великобритания, Польша
Около 100 художников создавали каждый из 65 тысяч кадров этого фильма, причем в той же технике, в которой работал сам Ван Гог. В итоге мы получили уникальный образец киноискусства — первый в мире анимационный полнометражный фильм, нарисованный масляными красками на холсте, несмотря на изначальное скептическое отношение знатоков анимации к самой идее.
Так как фильм биографический, в его основу были положены письма знаменитого художника, а также сами картины, которые отражали его жизнь и быт. В 2017 году «Ван Гог. С любовью, Винсент» получил главный приз на Международном фестивале анимационного кино в Анси и на Шанхайском международном кинофестивале. Теперь же картина будет бороться за «Золотой глобус» в категории «Лучший анимационный фильм».
Мама!/mother!
США
Прежде, чем клеймить нас за то, что этот фильм попал в подборку кино уходящего года, давайте все-таки вспомним, какой резонанс вызвала «Мама!» Даррена Аронофски. Пожалуй, ни один фильм в 2017-м не собрал столь противоречивые отклики у критиков и зрителей.
История семейной пары, в чью идиллию врывается вихрем другая пара, а затем и их сыновья — это, конечно же, отсылки к библейскому сюжету. Он — Бог, она — мать-земля, эта пара — Адам и Ева, их сыновья — Каин и Авель. Конечно, кому-то картина покажется полным бредом или святотатством, поэтому смотреть фильм все же лучше, предварительно почитав о нем, чтобы лучше улавливать суть символов и метафор.
Со свой стороны, добавим, что в фильме хорошо показана опасность жертвенной роли женщины, ну а момент, в котором героиня Дженнифер Лоуренс выкрикивает «А я — мать!», защищая своего ребенка, — выше всяких похвал
Источник: womo.ua